Коротко о главном
В понедельник, 17 мая, на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, получивший название «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Связанные материалы
Что так не устраивает законодателей в существующей процедуре? Текст законопроекта изложен на 494 листах. Основные нюансы, о которых стоит знать потенциальным банкротам, перечисляем ниже.
Если в двух словах, законопроект меняет принцип отбора арбитражных управляющих и оплату их работы, а также предусматривает сокращение банкротных процедур до двух, при этом расширяет перечень реабилитационных механизмов. То есть, способов списать долги станет меньше, а вот способов реабилитироваться в глазах кредиторов и долги все-таки отдать (пусть и разными способами) — намного больше. Стоит ли упоминать, что ранее этот же законодательный проект был подвергнут критике и уже несколько раз дорабатывался, потому как все изменения явно не на стороне тех, кто погряз в долгах и уже не знает, что с этим делать?
Зачем реформировать банкротство?
Как отмечено в первом же абзаце пояснительной записки, законопроект был разработан по поручению президента от 5 декабря 2019 года. Ниже заявлено, что документ направлен на комплексное реформирование института банкротства и расширение способов реабилитации должников:
«Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — сказано там же.
По мнению авторов документа, действующее законодательство недостаточно эффективно. В частности, плохо работают механизмы реабилитационных процедур (когда вместо банкротства и списания долгов должника отправляют на реструктуризацию — подбирают ему новую схему по выплате существующих долгов в более комфортных условиях). В итоге, отмечают авторы, дело о банкротстве сейчас заводится слишком поздно — когда с должника уже нечего взять, имущества нет, процедуры взыскания не работают.
Тест Признают ли Вас банкротом? Пройти тест
Закон на стороне кредиторов
Все это приводит к тому, что в ходе банкротства кредиторы практически не получают ничего: согласно статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019-2020 годы только 5% кредиторов оказались удовлетворены процедурой банкротства. А 60% не получили вообще ничего. В случае с организациями эти цифры и того ниже — всего 2% кредиторов остались довольны. Тут же авторы документа приводят статистику из США, где доля удовлетворения кредиторов значительно выше — 35%.
Поэтому в закон о банкротстве законодатели хотят внедрить новую процедуру реструктуризации долга, которую в арбитраж сможет подать не только должник, но и кредитор еще до запуска процедуры банкротства
То есть, если потенциальный банкрот затянет с банкротством, а банк успеет «добежать» до суда первым и подать иск о реструктуризации, списать долг уже не получится — придется платить до последнего. Таким образом, получить статус банкрота, а именно списать все свои долги по коммуналке, кредитам, займам, налогам и др., окажется сложнее.
Что не так с арбитражными управляющими?
Также реформа затронет институт арбитражных управляющих — законодатели планируют изменить порядок отбора саморегулируемых организаций и перечень требований, предъявляемых к людям этой профессии.
«Законопроектом предусматривается создание государственного регистра арбитражных управляющих, целью ведения которого является государственная регистрация арбитражных управляющих и осуществление процедуры выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и (или) арбитражных управляющих при их назначении на основании балльной оценки», — отмечено в пояснительной записке.
В частности, для того, чтобы повысить мотивацию управляющих, а также гарантировать их независимость в деле о банкротстве и прекратить практику затягивания процедур, будет изменен порядок расчета и выплаты вознаграждения. То есть, будет уточнен размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от типа банкротства и порядок его выплаты — единовременно, по итогам процедуры или ежемесячно. Также будет обговорена и сумма процентов, которые получит управляющий. Как это выльется на практике пока неясно. Однако, при условии, что требования к людям этой профессии будут ужесточены, как и требования к СРО, которые живут за счет взносов, есть большая вероятность, что ценник будет повышен. А это значит, что процедура банкротства для людей станет дороже.
Калькулятор Списать долги выгоднее, чем их возвращать. Убедитесь сами. Рассчитать стоимость банкротства
Все для кредиторов
Также, чтобы кредиторы смогли получить бОльшие суммы долга, будет реформирована система реализации имущества. А именно — торги.
«В рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, а при отсутствии заявок цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов», — заявлено в документе.
В частности, предлагается создать единую государственную площадку, куда будет вноситься все имущество открыто и общедоступно. Чтобы все желающие смогли оценить и поучаствовать в торгах.
Также всех кредиторов рассортируют в очереди по приоритетности. Отдельно будут выделены кредиторы, которые связаны с должником или могут его контролировать. Для этих целей в закон вводятся специальные понятия.
Еще одно нововведение — обязательные платежи будут обеспечивать залогом, дабы обеспечить защиту интересов государства. В этом требовании законодатели ссылаются на заявление Конституционного суда.
Согласно позиции КС, налогоплательщик не может распоряжаться той частью имущества, которая в денежном эквиваленте подлежит взносу в казну
Для чего это сделано? Чтобы повысить собираемость налогов, в том числе с банкротов.
Если закон будет принят (в чем не приходится сомневаться: составлен он по указу президента под контролем главы правительства Мишустина), в силу он вступит через год после официальной публикации. Именно такой срок, по мнению законодателей, потребуется кругу заинтересованных лиц для подготовки новых нормативных актов.
«Принятие законопроекта будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов», — отмечено в заключении пояснительной записки.
Дмитрий Токарев Учредитель компании НЦБ «По факту же ожидаем, что нововведения только затянут процедуру банкротства физлиц за счет новой формы проведения торгов и усложнят ее за счет рандомного назначения финуправляющего на дело. Защитить банкрота от кредиторов теперь станет сложнее, поскольку управляющий будет «со стороны» и ему нет смысла становиться на чью-то конкретную сторону. Он будет работать так, как того требует закон — проверять сделки, удерживать доходы, находить и продавать имущество должника. А это и в его интересах тоже, ведь он получает проценты от суммы, вырученной за реализацию имущества».
-