Минэкономразвития подготовило законопроект, которым предлагает изменить подход к выбору арбитражных управляющих в рамках дел о банкротстве юридических и физических лиц. Согласно инициативе управляющего в процедуре будет назначать «безликая» система – специальный Регистр. Управление им отдадут Судебному департаменту ВС РФ. Разработчики проекта считают, что такие изменения решат проблему «контролируемости» процедуры банкротства, обеспечат «независимое» и «добросовестное» ведение дел. Напомним, по действующим нормам закона «О несостоятельности» суд утверждает арбитражного управляющего на основании предложения стороны, инициирующей банкротство.
Личные рейтинги
Выбор все же будет не совсем случайным. Арбитражные управляющие будут распределены на три категории. Изначальное деление будет учитывать такие показатели, как опыт работы и число завершенных банкротных дел. При этом планируется зафиксировать четкую градацию по «статусности» должника – каждая из групп сможет банкротить только определенный круг лиц. Так, управляющим, вошедшим в первую - «VIP» - группу, будут доверять самые сложные и ответственные процедуры, банкротство средних предприятий. Второй группе позволят работать с банкротящимися представителями малого бизнеса. Банкротством микропредприятий и физических лиц будут заниматься АУ из третьей категории. Получать баллы управляющие будут за каждое назначение, успешное завершение дела, в частности если удалось провести положительно для кредиторов конкурсное производство. Успешным результатом считается возвращение задолженности на сумму не менее 50%.
Новая система подразумевает и ряд санкций в отношении АУ. Сниматься баллы могут в случае незаконных действий в ходе ведения дела или взыскания с управляющего убытков. При отказе от дела арбитражник исключается на месяц из Регистра.
Дмитрий ТокаревУчредитель НЦБ «Предлагаемая программа прописывает достаточно жесткие рамки для арбитражных управляющих. Тем, кто находится внизу – в третьей категории, – не дают возможности «подняться». Если ты занимаешься физлицами и «мертвыми» компаниями, у которых нет финансовых оборотов (микроорганизации), о каком возмещении долгов кредиторам может идти речь? Личный рейтинг управляющего третьей группы увеличить будет крайне сложно», - высказал мнение учредитель компании Национального центра банкротств Дмитрий Токарев.
Система по «уравниловке»
Дмитрий Токарев также отметил, что введение предлагаемых изменений в ФЗ «О несостоятельности» поставит под вопрос целесообразность работы саморегулируемых организаций управляющих.
Дмитрий ТокаревУчредитель НЦБ «По действующему закону членство в СРО арбитражных управляющих обязательно, при внесении изменений институт станет ненужным. Сейчас СРО как неподконтрольная кому-либо структура стремится к развитию, наращиванию членских взносов, соответственно, количества арбитражных управляющих и дел. А по законопроекту от СРО ничего не будет зависеть, «потолок» - число распределенных системой дел. Получится общая «уравниловка». И не только среди СРО. Почувствуют это и арбитражники. Многие из них уже определились в специализации – занимаются исключительно банкротством физлиц или только банкротят организации. Арбитражные управляющие, хорошо зарекомендовавшие себя ранее, кроме начисления неких баллов, никаких плюсов больше не увидят. Все равно программа будет распределять количество дел равномерно. Такая система напоминает строительство коммунизма, направлена на уничтожение активности арбитражных управляющих и СРО», - подчеркнул гендиректор НЦБ.
По мнению Дмитрия Токарева, «лотерейный выбор» негативно скажется и на работе судов. «Управляющие, которые не захотят получить минусы по баллам и исключение из регистра, будут соглашаться на дела. Однако исполнять свои обязанности будут “как получится” и затягивать сроки. Зачем стремиться работать лучше других, завоевывать авторитет, ведь все равно будет “уравниловка”? Арбитражникам предлагают этакую “свадьбу без любви”», - прокомментировал глава Национального центра банкротств.
Бюрократический аппарат
Сбор данных для регистра будет проходить в несколько этапов. Так, сначала сведения из СРО управляющих на переработку будут направляться в Федресурс, оттуда их передадут в регистр.
Дмитрий ТокаревУчредитель НЦБ «То есть к обработке данных будет привлечено значительное количество людей. Не очень понятно, кто и на каком из этапов будет оценивать эффективность работы АУ в том или ином деле, подсчитывать процент возмещения кредиторам. Пока понятно одно: до внесения в регистр сведения пройдут по длинному “бюрократическому коридору”», - обратил внимание Дмитрий Токарев.
Банковское лобби
Принятие закона «О несостоятельности физических лиц» долгое время пытались блокировать представители банковской сферы, хоть и для государства сектор является значимым. Недавно депутаты Госдумы обсуждали законопроект о закреплении на правовом уровне социальной ориентированности института банкротства. Напомним, в текущей редакции закона указана только одна цель процедуры – соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Обсуждаемый сегодня законопроект можно расценивать как попытку пролоббировать банкирами нововведения, которые затруднят должникам процесс банкротства.
В случае вступления в силу закона Судебному департаменту при ВС РФ будет предоставлено 120 дней для создания программного обеспечения Регистра АУ. Еще два месяца в него общими усилиями «Федресурса» и СРО будут вноситься необходимые сведения. На данный момент Минэкономразвития вынесло законопроект на общественное обсуждение.
Дмитрий ТокаревУчредитель НЦБ «Лучше банкротиться, пока законопроект не принят. Потенциальные изменения в законную силу могут вступить не менее чем через год. Всем, кто подаст на банкротство в течение этого года, гарантировано проведение дела по действующей системе, даже если сроки процедуры выйдут за указанные временные рамки. Закон обратной силы не имеет», - отметил руководитель НЦБ Дмитрий Токарев.